10 симптомов которые указывают на одержимость

Содержание

Признаки одержимости — отличия бесноватых

Одержимость бесами

Многие современные люди, в том числе православные, считают, что одержимости, беснования не существует. А странное, порой наводящее ужас, состояние одержимых людей оправдывают психическими расстройствами сознания. Существует ли беснование на самом деле и каковы признаки одержимости? Или это устаревшее название психических заболеваний?

Одержимость – это подчиненное состояние человека, которым управляют бесы. Бесноватый чаще всего не может подойти ко Причастию, слышать Евангелие, называть имена Бога, целовать святыни (иконы, мощи, крест). В остальное время одержимый бесами человек может ничем не отличаться от других людей. Такое внешнее спокойствие и обычное поведение бесноватых не является обязательным признаком беснования. Такие люди могут вести себя агрессивно постоянно.

В Евангелие упоминается об исцелении бесноватых. Одни были весьма свирепы и обладали небывалой физической силой. Одержимые нечистым духом могли разорвать цепи, которыми их сковывали (Мф.8:28). В другом случае Иисус Христос исцелил бесноватого отрока-лунатика, который только во времена новолуния бесновался, бросался в огонь и воду. Некоторые бесноватые вовсе не проявляют агрессии. В Евангелие от Луки в 13-й главе описан случай исцеления скорченной женщины, имевшей дух немощи. Одержимость в ней проявлялась только в виде телесной немощи.

Архиепископ Иннокентий (Борисов) допускает, что бесы могут овладеть телом человека и нервной системой. Но на душу воздействовать они все же не могут. Падшие силы как бы вклиниваются между телом и душой. Они управляют телом и нервной системой человека, “оболочкой души”.

Признаки одержимости

Внешние проявления одержимости могут значительно различаться. Это может быть буйное поведение. Человек кричит, бросается на стены, пол, бьется в припадках, богохульствует, матерится, издает ужасающие звуки нечеловеческим голосом. Или, напротив, малоприметные и к тому же искусно скрываемые.

Святитель Феофан Вышенский о бесах говорил: “не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, изподтишка научая своего хозяина всякому злу, и отклоняя от всякого добра:так, что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего”.

Но тем не менее существуют признаки, по которым можно судить об одержимости (епископ Александр (Милеант) “У порога геенны огненной”):

отвращение от святыни. Это главный признак беснования.Человек не может войти в храм, поцеловать икону. Или при виде священника или святой воды начинает кричать, издавать звуки животных: крякать, кукарекать, биться в конвульсиях. Бесноватый не выносит богослужения, молитв, меняется в лице при произнесении рядом с ним имени Божьего.

Паисий Святогорец описывал бесноватых: “Люди, страдающие от беса, приближаясь к святыне, возбуждаются, их начинает трясти. Отсюда совершенно ясно видно, что в них бес. Если предлагаешь таким людям выпить немного святой воды или хочешь перекрестить их святыми мощами, то они противятся, потому что Благодать Божия стесняет бесов, находящихся у них внутри. А если люди страдают какой-то душевной болезнью, они совсем не противятся святыне. Бесноватые беспокоятся, их начинает трясти, даже если ты просто приближаешься к ним, имея на себе крест”;

изменение голоса. При психических расстройствах практически никогда не меняется голос. В случае с одержимостью слова звучат пугающе и неестественно;

ясновидение. Этот признак имеет место только тогда, когда бесы могут предугадывать, что случится в будущем. К большинству обманщиков и шарлатанам этот признак не относится;

внезапное излечение. Врачам для излечения больного требуется какой-то промежуток времени. Признаки одержимости могут исчезнуть внезапно.

Разница между беснованием и психическими заболеваниями

Грань между одержимостью и психическими заболеваниями очень тонкая и отличить одно от другого бывает сложно. Эпилептиков в библейские времена считали бесноватыми и только с развитием медицины от этого утверждения отошли.

Врач-психиатр Дмитрий Авдеев выделяет три причины возникновения психических заболеваний:

“Причина первая: от естества человека. Действительно, индивидуальные биологические, генетические факторы играют здесь решающую роль. Бывают болезни как следствие поработивших душу греховных страстей — алкоголизм, наркомания, игромания и прочее. А бывают психические расстройства как следствие демонического воздействия. Нужно знать причины развития душевных недугов, и в зависимости от причины применять нужное врачевство…

Я уже двадцать лет веду прием. И приходилось часто наблюдать, как верующие родственники психически тяжело больного человека стремились в первую очередь вести его на отчитку. Это неверное поведение. Я сам не дерзаю ставить какие-то духовные диагнозы. Но если вижу, что передо мной больной человек, нуждающийся в срочной квалифицированной психиатрической помощи, то однозначно говорю об этом его родственникам. На отчитку вести его не надо”.

Но точно выделить признаки одержимости и отличить бесноватого от психически больного человека сложно. Иногда эти болезни сочетаются, то есть человек и одержим и болен психически. Видеть суть болезни могли святые, а также духовно опытные священники. Нам же, простым мирянам, “клеймить” людей, ставя им диагнозы, не следует.

Как человек становится одержимым

“Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого” (Мф.12:43-45).

Бесноватые люди становятся таковыми по причине нарушения заповедей, данных Богом. Когда человек не желает жить с Господом, то своими грехами или неверием в Бога дает власть над собой сатане. Такие люди не участвуют в богослужениях, не причащаются, не молятся, не постятся. То есть они “освобождают место” в своей душе для демонических сил.

Паисий Святогорец рассказывал случай, в результате чего люди становятся бесноватыми:

“Как-то мне в каливу привезли одного бесноватого парня, который постоянно твердил Иисусову молитву. Отец несчастного был монахом, однако сбросил рясу, вернулся в мир и женился. И вот его несчастный ребенок родился бесноватым. Бог попустил это, чтобы этот ребенок получил от Него мзду для того, чтобы спасся его отец, а также для того, чтобы мы — иноки — имели перед глазами пример монахов, вернувшихся в мир и сейчас мучающихся. Во время нашей беседы бес стал мучать одержимого, и он очень громко закудахтал как курица. «Что с тобой?» — спросил я его. В это время я говорил следующее: «Во имя Иисуса Христа изыди нечистый душе из создания Божиего». — «Да я и сам хочу уйти, — закричал бес, — потому что этот человек очень мучает меня! Ведь он без остановки талдычит молитвы! Ах, как же я хочу уехать в Пакистан и хоть немножко передохнуть!”.

Как помочь бесноватому

В Евангелии Спаситель исцелил бесноватого отрока, который бросался в огонь и в воду. И Он дал ответ, как избавиться от беснования: “сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф.17:21).

Праведный Иоанн Кронштадтский приводил такое толкование слов Иисуса Христа: “Как велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующею над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а чрез плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть и диавола – значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественною природою, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвою”.

Некоторое время назад среди православных христиан особой популярностью стали пользоваться “отчитки”. Отчитка – это особый вид молитв, совершаемых над одержимыми бесами людьми для изгнания нечистых сил. В требнике этот молитвенный чин называется “Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых”. Такие молитвы действительно помогают избавиться от нечистых духов.

Особенности отчитки

На “отчитки” зачастую приходят люди и приводят своих близких, которые не являются бесноватыми. Например, “муж пьет”, “сын стал агрессивным”, “кто его знает, может на мне порча”, “дочь сглазили” – такие рассуждения не повод для особых заклинательных молитв. И это не признаки одержимости. Люди воспринимают “отчитку” как магический ритуал, а не молитвенное обращение к Богу в случаях одержимости. При этом забывают Евангельские слова Христа, что только молитвой и постом можно победить бесов.

“Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым духам. Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с презрением к ближним, сквернословие, доходящее до внутренней потребности в матерных словах, пристрастие к соблазнительным изображениям – это и многое другое есть подчинение души темным силам.

Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое не терпит пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий, то станешь обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора – либо устроять в своем сердце алтарь Богу, либо оно превратится в мерзость запустения. И потому от духовной активности человека напрямую зависит как устойчивость его души в мире земном, так и благополучие его в мире вечном” (иерей Валерий Духанин).

Борьба с бесами — опасное дело

Существуют опасности, связанные с отчиткой. В соответствии с 26 правилом Поместного Лаодикийского собора, ни один священник не может совершать это молитвенное правило без благословения архиерея. К сожалению, некоторые священнослужители и “старцы” считают, что они имеют право без благословения отчитывать бесноватых. К таким служителям Церкви и попадают люди с психическими заболеваниями. Реальные признаки одержимости у них отсутствую, им нужна не отчитка, а помощь врачей.

Изгонять бесов в Православии имеет право только духовно-опытные священники. Те, которые могут отличить беснование от психического расстройства, имеющие благословение правящего архиерея. В Евангелие от Матфея (17 глава) приводится пример, когда ученики Христа не смогли исцелить бесноватого. Спаситель указывает на развращенность общества: “о, род неверный и развращенный!”. Далеко не каждый человек, священник или монах, может совершать заклинательные молитвы.

Попытки изгнания бесов могут быть опасными для тех, кто в духовном плане не готов к этому.

“Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса” (Деяния святых апостолов, гл. 19, ст. 11-17).

Современным примером “злоупотребления” служит экзорцизм в католичестве. В Католической Церкви изгонять бесов могут духовные лица низшего сана, прошедшие специальное теоретическое обучение. Такая официальная практика у католиков “поставлена на поток”.

Источник

Одержимость

Одержимость нечистью, симптомы одержимости

Что такое одержимость?

Под этим термином скрывается множество состояний. Одно из них — то, когда человек находится под сильным влиянием злых сил, духов, диавола. Другое — термин, который используется в психиатрии. Люди могут говорить об одержимости и в положительном ключе — «он одержим идеей помочь людям». И все же одержимость предполагает нездоровое увлечение или те моменты, когда человек не может контролировать себя. Одержимым требуется помощь и порой участие Церкви. О чем бы мы ни говорили, — о психическом заболевании или о духовном состоянии, православные христиане верят в то, что Всесильный Господь способен помочь человеку, который борется с одержимостью.

Еще Библия дает нам упоминания о том, что некоторые люди могут быть одержимы злыми духами. Поэтому христианам сомневаться в реальности существования одержимости не приходится.

В «Деяниях Апостолов» (19, 13-16) есть такой рассказ: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? — и бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома». Перед Иисусом Христом бесы трепетали, и в Его земной жизни также были эпизоды исцеления одержимых.

Как узнать, что человек одержим?

Не существует определенных «симптомов» или признаков одержимости. В Библии упоминания одержимости относятся, скорее, к эпизодам, когда человека одолевали греховные мысли, с которыми он никак не мог справиться. Мы тоже часто употребляем в речи это слово, рассказывая о том, что человек «одержим ревностью» или «одержим злобой».

Если говорить об упоминании подобных состояний в Писании, речь обычно шла о подобии эпилептического припадка, потере дара речи или необычного поведения, хуления святых. Но, если Библия — богодухновенный текст, то к другим сообщениям об одержимости стоит относиться критически. Мало кто знает, что состояние «одержимости» упоминается и в психиатрии. Одержимость даже имеет код по МКБ. То, что одержимость чаще встречалась в литературе и свидетельствах древности, кстати, говорит о том, что психиатрия, как наука в медицине, тогда практически не существовала или была, скорее, карательной, чем направленной на помощь людям. Во времена инквизиции многие пострадали вследствие того, что одержимыми посчитали психически больных людей.

Одержимость бесами или психическое заболевание?

Как отличить одержимость от психического заболевания? Может быть, человек не одержим? Почему «отчитки» и сеансы экзорцизма помогают, если одержимость — следствие психического расстройства?

Пункт F44.3 «Транс и одержимость» описывает то, что многие могут принять за одержимость бесами. Тем не менее во многих случаях речь идет о тяжелом психическом расстройстве, которое требует помощи психиатра. Конечно, обращение к Церкви и исцеление по молитвам Господу случается, но, человек не может брать на себя ответственность и лишать близкого квалифицированной помощи, если по его мнению человек одержим. В случае, если вы подозреваете у кого-либо одержимость, покажите его психиатру. Раньше врачи называли одержимость «какоденомания». Люди, страдающие этим расстройством нередко, на самом деле, болели шизофренией. Из-за раздвоения личности они считали, что одна из их личностей — это демон. Подобными расстройствами часто страдают люди с нарциссическими наклонностями.

Известны случаи, когда люди имитировали одержимость, чтобы привлечь к себе внимание. Им также требовалось помощь психиатра. Сейчас бред одержимости встречается нечасто, потому что в обществе не принято, как в средние века, списывать любое состояние, в котором у человека наблюдается расстройство личности, на одержимость.

В случае, когда человеку с заболеванием «одержимость» помогали в Церкви врачи не раз говорили об «эффекте плацебо» и самовнушении.

Отчитки в православии

Православная Церковь, как правило, не проводит специальных обрядов для тех, кто страдает от одержимости. Это возможно по особому разрешению от правящего архиерея. В свою очередь, в католической Церкви существует обряд экзорцизма. Об этом существует немало художественных фильмов и литературы.

В православии «отчитка» — скорее, редкость. В Троице-Сергиевой Лавре отчитку проводит отец Герман (Чесноков). Отчитка — специальный чин, который читается с целью помочь людям, в отношении которых доказательная медицина бессильна. Верующие обращаются за помощью к Господу. Отчитка не стоит никаких денег, поэтому верующие могут обращаться за помощью. И, все же, в первую очередь следует исключить психические заболевания. Границы между патологией и вмешательством сверхъестественного провести в случае с одержимостью непросто. Делать это должен специалист. Если вы опасаетесь, что врач, не верующий в Бога, может пропустить состояние одержимости, то спешим вас утешить — многие психиатры — религиозные люди и одновременно с врачом можно обратиться за духовной помощью в Церковь.

Читайте также:  Резкий скачок температуры до 39 у взрослого без симптомов причины

Священник, который видит, что у человека симптомы эпилепсии, которые можно принять за одержимость, в первую очередь, направляет человека к эпилептологу, а не на отчитку.

Отчитки в протестантизме

Интересно, что традиционные протестанты (лютеране) не проводят никаких обрядов для людей, страдающих одержимостью. Праведная жизнь и молитвы — это то средство, которые протестанты предлагают одержимым злыми силами.

В христианстве не сформировалось единого отношения к одержимости, так как многие из тех, кто якобы ей страдал, на самом деле, были жертвами психического заболевания, притворялись, чтобы получить славу. Некоторые также считают, что Господь допускает одержимость не случайно. Когда люди видят необычные и сверхъестественные вещи, творимые через зло, они могут задуматься об обращении к Богу и о том, что реально не только тело, но и душа. Физическое и душевное состояние человек может напрямую зависеть от того, какую жизнь он ведет.

К сожалению, многочисленные примеры показывают, что праведная жизнь — не является гарантией как душевного, так и физического здоровья. Но, христиане не должны строить свою жизнь в ожидании награды на земле. Иисус Христос победил мир, поэтому мы ищем награды на Небесах.

Как не дать вселиться бесу

Существуют ли конкретные рекомендации о том, что делать, чтобы не вселился бес? Возможно ли, что одержимость — следствие неправедной жизни? Помогает ли от одержимости Причастие?

Не существует рекомендаций и алгоритмов, выполнив которые можно точно знать, что бес не вселится в человека. Церковь допускает и проводит освящение жилища, средства передвижения, но христианская вера не предполагает ритуалов или обрядов, которые надежно защищают от одержимости. Это не более, чем суеверие. Особенно осторожно следует относиться к предложениям спасти от одержимости на коммерческой основе. Многочисленные священники предлагающие амулеты и обереги от сглаза или злых духов не имеют никакого отношения Церкви. Бог дал нам свою благодать бесплатно.

Можно ли купить отчитку?

В Троице-Сергиевой Лавре всегда благодарны паломникам за посильное пожертвование, но «отчитка» не имеет определенной стоимости и нет чинов, которые за деньги изгоняют бесов из человека.

Согласно наставлениям отцов Церкви злому духу сложно войти туда, где пребывает Святой Дух. Люди становились открыты к злу, когда их души были одержимы грехом, дурными помыслами. Так Иуда предал Христа, одержимый жадностью. Конечно, не бывает безгрешных людей, но надо стараться, чтобы грех не завладел душой человека, не вытеснил присутствия в человеке Божественного начала. Ведь мы были созданы по образу и подобию Небесного Отца.

Если христианин живет церковной жизнью, исповедуется и Причащается, искренне хочет жить по Завету Христа, ему не следует опасаться того, что он станет страдать от одержимости. Не следует обращать внимание и на глупые суеверия, которые указывают на возможность сглаза, предостерегают от контакта с черными кошками и женщинами, которые несут пустые ведра. Злые духи бессильны перед Христом, на что прямо указывает Его победа над смертью и адом.

Бесноватость в Библии

Упоминалось ли одержимость бесами в Библии? Говорит ли Библия напрямую о том, что одержимость действительно существует и, какую опасность она представляет? Стоит ли верующим опасаться одержимости и, способны ли злые духи внушить свою волю целому народу?

В Библии встречаются упоминания о том, что злые силы ищут себе жертв. Апостол Павел говорит «противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить», при этом мы знаем, что Бог сильнее диавола и Иисус исцелял одержимых.

В книге Иова диавол действительно причинил вред человеку, но по допущению от Господа. Все, что делает Господь, Он совершает во благо человеку.

В Дан. 10:13 мы видим также свидетельства о том, что одержимость может распространяться не только на одного человека, но и на целый народ. Многие считают, что история нацизма в Германии может служить таким примером.

Описания одержимости мы можем встретить сразу в нескольких местах Писания: (Матф. 4:24; 8:16, 28, 33; 9:32; 12:22; 15:22; Марк 1:32; 5:15-16, 18; Иоан. 10:21)

Помощь одержимому

Что же делать, если нам кажется, что человек одержим? Вызывать скорую психиатрическую помощь, молиться, обращаться к экзорцистам из других конфессий или искать старцев, которые проводят отчитки?

Если вы считаете, что у близкого человека есть признаки одержимости, в первую очередь покажите его врачу. Иногда люди начинают вести себя нетипично или агрессивно из-за психических заболеваний или органических поражений головного мозга. Это не отменяет возможности попросить молитвенную и духовную помощь в Церкви, так как Господь исцеляет человека от любых недугов, если это — именно то, что требуется для спасения души. Посоветуйтесь со своим духовником или со священником, которому вы доверяете.

Детские фантазии или одержимость?

С особым вниманием следует относиться к состоянию маленьких детей. Их фантазии легко перепутать как с психическим заболеванием, так и с одержимостью, имея ложные представления об этом понятии. Если ребенок говорит о том, что видит ангелов или боится ночных кошмаров, лучше показать его детскому психиатру и в дальнейшем задуматься о работе с психологом.

Ложным является утверждение, что младенцы кричат, «потому что он не крещеные», «на них лихой глаз» и.т.д. Таинство Крещения — это обещание следовать за Христом. Ни Крещение, ни Причастие не являются «средствами от одержимости», при этом, несомненно, Господь защищает и не дает силам зла навредить душе человека, который искренне верит в Бога и старается вести достойную и праведную жизнь.

Главное, не испытывать перед одержимостью и людьми, которые страдают ей суеверный страх. Художественные фильмы на тему одержимости внушают страх, но это зачастую всего лишь художественный вымысел. Несмотря на то, что многие основаны на реальных событиях. Возможно, им просто требуется квалифицированная помощь, молитва об их здравии, обращение к Богу с просьбой исцелить их от тяжелого недуга. Для Господа нет ничего невозможного.

Читать также об одержимости на Правмире:

Видео об одержимости:

Источник

ПРИЗНАКИ ОДЕРЖИМОСТИ

ПРИЗНАКИ ОДЕРЖИМОСТИ

Средства для определения одержимости

Одержимость – явление психической сферы, поэтому на физическом уровне сложно диагностировать присутствие в ауре астральной лярвы или элементария. При естественном развитии чувствознания в будущем одержителя можно будет заметить точно так, как сегодня можно увидеть грязь на одежде, блоху, клеща или другого паразита. Когда наука обратит более пристальное внимание на тонкоматериальные сферы, будут изобретены аппараты, отображающие излучения и состояние ауры. Исследования в этом направлении ведутся уже с середины ХХ века, но многообещающий прибор супругов Кирлиан почти не используется, и дальнейшие исследования в этом направлении не развиваются.

Пока всего этого нет, необходимо развивать зоркость и прислушиваться к тонким чувствованиям. Многие признаки одержимости могут быть замечены на земном уровне при достаточной наблюдательности, непредубежденности и чистоте психической энергии человека. По сути, наблюдательность, зоркость и естественное напряжение чувствознания в этом направлении является путем развития ясновидения, яснослышания и других способностей, заложенных в человеке.

Также при определенной чистоте психической энергии для диагностики одержимости можно применять обычный биолокационный маятник.

Изменение поведения

Многие странности поведения относятся к психическим заболеваниям, но являются следствием одержимости. Строго говоря, очень часто неправильно рассматривать вопрос «одержимость или болезнь», когда речь идет об «одержимости и болезни»[1]. Эти явления взаимосвязаны, болезнь открывает ворота для одержителей, а одержимость истощает и разрушает организм, вызывая разные болезни. И такое разложение очень опасно, поскольку оно распространяется, как эпидемия. Когда окружающая среда загрязнена и отравлена, достаточно малейшего пореза, чтобы вирус проник в организм.

Пусть врач не изумляется, если заметит, что признаки одержания принимают эпидемический характер; их больше, нежели ум человеческий может представить. При этом разновидности очень различны — от почти неуловимой странности до буйства (Мир Огненный ч.1, 278)

Выражение одержимости может быть в особенностях поведения, упадке сил, ослаблении иммунитета и заболеваниях. В первую очередь поражается нервная система, за ослаблением нервов следует поражение и разложение других тканей.

Надо понимать буквально, когда говорю, что явление значительного числа болезней нужно лечить психической энергией. Заражение нервного вещества будет всегда первейшим поводом к разнообразным заболеваниям. В заражении нервного вещества соединяется мир высший с низшим; через брешь вещества нервов проталкивается любой пришелец, начиная от одержимости и кончая раком. Но защитить нервное вещество можно лишь психической энергией. Это воспитание психической энергии будет подлинной профилактикой человечества. Можно применить хотя бы чистую мысль, защищая ею входы в нервную сферу. Даже эта простая мера будет полезна. Также психическая энергия будет лучшим очищением в период скрытой болезни. Но ужасно разложение нервного вещества под влиянием пьянства и всяких пороков. Подумайте, в каком состоянии окажется тонкое тело, где тончайшие нервы занимают значение скелета! Для Земли кость, для Тонкого Мира нервы, для Духа Свет. (Иерархия, 190)

При достаточной зоркости и внимательности, наблюдения за поведением других могут четко указать на присутствие одержителя. Как правило, это совокупность нескольких признаков, а не одного проявления, причем в сфере психики следует быть весьма осторожными с диагностированием отклонений от «нормы»:

Необходимо расчленить область, так называемой, истерии на множество отделов. Теперь она занимает место от одержимости до утонченной духовности. Конечно, нельзя оставлять такие противоречивые смешения, именно, не научно сваливать все в одну кучу, лишь бы не побеспокоить мозг размышлением. Иначе Святая Тереза может оказаться в пределах одержимости, а самый мерзкий демон будет приближен к престолу. Недопустимо согласиться со смешением различных состояний. (Сердце, 325)

Кроме явных признаков психических болезней (неврозы, аффекты, шизофрения, мании, фобии и т.д.), к проявлениям одержимости можно отнести следующие явления:

Следует помнить, что одержителю нужны не его жертвы, а воздействие на окружающих. У одержимых проявляется особое двойственное мышление, когда логические доводы и увещевания не воспринимаются. Наоборот, сами споры и скандалы служат пищей для одержителя. Поэтому таких людей лучше оставить в одиночестве, а не надоедать им, давая тем самым возможность проявлению одержителей. Полная изоляция (даже длительный сон, вызванный лекарствами) будут полезны.

Бывает у людей такое одичание духа, что они могут существовать, лишь осуждая друг друга. Это не досмотр доспеха с целью помощи, наоборот, осуждение становится смыслом жизни. Если у такого осуждателя отнять язык, он пропадет, засохнет, как растение без воды. Такое явление можно разобрать с врачебной точки зрения. Можно видеть в этом осуждении вид вампиризма одержания, когда требуется овладение жизненным флюидом, более активным, чтобы питать одержателя. (Сердце, 169)

Человек, постоянно нападающий на других, осуждающий все и вся, также с очень большой вероятностью является одержимым или находится в группе риска. В этом случае полезно не давать ему поводов для проявления и игнорировать все такие осуждения и осмеивания, в т.ч. личные нападки. Можно вскользь спросить – а как должно быть? Обычно осуждатели не готовы предоставить ничего созидательного и утверждающего, поэтому вынуждены замолчать. Зато на любые доводы они найдут сотню зацепок, осуждений и возражений, чтобы дальше распалять спор.

Проявления телесные

Небрежение психической энергией является источником многих болезней. Можно сказать, что не только телесные и психические заболевания, но одержания всецело зависят от состояния психической энергии. Человек, утерявший иммунитет, будет утратившим и запас психической энергии. Человек, нарушивший равновесие нравственности, уже докажет распущенность своей психической энергии. (Аум, 599)

Одержители обычно не ценят здоровье жертвы, наоборот, любое разложение приятно им, но они не глупы, и если через жертву производится длительное воздействие на какое-то светлое начинание, то ей будут давать временные передышки, чтобы избежать быстрого уничтожения организма. Это подтверждает взаимосвязь физического и астрального уровня, а также то, что разные планы живут по одинаковым законам, ведь и на физическом уровне хроническая болезнь более разрушительна, чем отдельные приступы.

Много напряжения, нужно понять насколько мировое положение связано с делами. Невозможно отделить, когда общее состояние равняется неслыханной битве, потому так приказываю держаться неотделимо, проникаясь напряжением момента. Не отступать, но одержимых теснить дружно. Если шутка допустима, можно назвать эту фазу сражения битвою с одержанием. Поистине темные пробуют усилить себя одержанием. Но такая метода не может длиться долго, ибо, именно, одержанием они разлагают самих себя. Ведь знаете как одержание постепенно разрушает организм, неминуем паралич некоторых нервных центров. Потому так много полезного могут делать врачи, устремив внимание на одержание. Спросите врача Л. не замечал ли он в глазах одержимых некоторые особенности? Ведь, по глазам можно судить о двойственном существовании. Когда он ответит, скажу Мои поправки. Но не имею в виду только поверхностное явление, вроде мутного или бегающего взгляда, нужно подметить и другие признаки. Можно отметить также признаки походки, голоса и даже изменение в весе. Не спрашивайте об этом психиатров, ибо они имеют закостенелые заключения, но врачи типа Л. могут подметить непреднамеренно. Между тем, как нужны эти наблюдения сейчас, когда одержание становится повальным заболеванием! Тучи сметливых духов чуют слабость сердец людей и устремляются яростно к завладению земным запахом (Сердце, 219).

Из цитаты выше и других параграфов Агни-Йоги можно выделить следующие физические признаки одержимости:

У людей с врожденной склонностью к медиумизму лимфатические узлы обычно постоянно увеличены, но медиумизм – это врата для одержимости. При естественном контакте с Тонким Миром отсутствует обильное выделение мокроты, наоборот, слизистые оболочки остаются сухими, как бы из-за близости пространственного огня, а лимфатические узлы не увеличиваются[12].

При повреждении сущности происходит одержание, но очищенный дух может подвергнуться не одержанию, но болезни. Вы читали, как Наш Брат, бывший уже на высокой степени, тем не менее, продолжительно болел от темных противодействий. (Сердце, 484)

Несмотря на обилие указаний, однозначно диагностировать одержимость даже при совокупности нескольких симптомов нельзя, пока психическая сфера и ее воздействие на физический мир не изучено в достаточной мере. Пока что следует воспринимать такие симптомы, как вероятность одержимости и признаки медиумизма. Тем более, что организм и сознание часто инстинктивно сопротивляется, и происходит противодействие и борьба. Главное, чтобы воля не была полностью сломлена и подчинена желаниям одержителя, хотя во многих случаях человек ублажает себя теми же мыслями и пороками.

Реакция животных

«Урумия» называется огненное понимание одержания. Не только люди могут обладать этим чувствознанием, но и некоторые животные, близкие людям, чуют это ужасное состояние. Лошади и собаки особенно понимают и негодуют на приближение одержимых. В древнем Китае была особая порода собак, высоко ценимая, которая особенно чутко узнавала так называемых одержимых. Также в древности было принято показывать гостям коней и собак. При этом замечали отношение животных. Многие послы прошли через такое испытание. Нужно заметить, что кошки тоже чуют одержимого, но обычно совершенно обратно. Одержимость приводит их в радость. Так например, когда кошка чует одержимого или сильное явление его, она не прячется, но ходит, радуясь и мяукая. Тогда как собака ощетинится и пытается, или прятаться, или броситься на такого человека. Нужно развивать в себе Урумию не только для охраны, но и на предмет изгнания одержателя. Часто одна беседа о значении Агни уже действует на одержателя. Он страшится Огня и потому упоминание об огненной энергии уже заставляет его злобствовать и затем отступать. (Мир Огненный ч.1, 373)

Конечно, не все животные одинаково хорошо различают одержимость, даже если они одной породы. Более того, окружать себя животными для защиты и полагаться только на их чутье не стоит. Низкий животный магнетизм иногда используется темными силами для проявления. Могут появиться какие-то бродячие коты или собаки, и даже домашний любимец может стать средством для проявления темных сущностей. Поэтому животных не стоит допускать в свою спальню, а также минимизировать контакт с ними, если психическая энергия человека не находится в достаточной чистоте[13].

Читайте также:  При первых симптомах простуды у ребенка что делать комаровский

Собственные ощущения

Человеку следует прислушиваться и к собственным ощущениям, ведь человеческий аппарат может быть развит гораздо больше, чем чутье животных. Об опасности могут сигнализировать разные сердечные ощущения, беспричинное появление негативных мыслей и эмоций, «наеживание», ощущение мурашек по коже и другие проявления.

Энергетика распространяется вокруг человека, и при приближении к нему сразу чувствуется, насколько его личный магнетизм приятен или отталкивает. Возле некоторых людей можно наговорить глупостей, легко вспылить, поддаться гневу или раздражению, причем позже сам человек недоумевает, откуда на него нашли такие мысли и эмоции. Но если учесть реальность Тонкого Мира, то объяснение очень простое. Волны эмоций человека создают определенные вибрации, даже если он не насылает на вас негативные мысли. Два магнитных поля при пересечении меняют свой вектор, и человек становится хуже. Если он не обращает внимания на свое состояние и считает это естественными проявлениями, он запросто сорвется и поддастся негативному влиянию. Такие реакции могут возникать и в тех случаях, когда вибрации двух людей не гармоничны, хотя каждая сама по себе является хорошей. Так добродушный простак будет чувствовать себя не в своей тарелке в высокоинтеллектуальном обществе, а профессору будет неприятно среди малообразованных, хотя и добрых людей[14]. Поэтому к собственным чувствам следует прислушиваться, но не спешить делать поспешные выводы, а стараться контролировать свое эмоциональное состояние.

Явления Тонкого Мира могут вызывать определенные физические и химические реакции. Например, в народе бытует выражение: «повеяло могильным холодом». Такое выражение не случайно. Народная наблюдательность подметила одно из явлений, которые пока еще не изучены наукой, да и в оккультных источниках таких упоминаний мало. Но если мы знаем, что некоторые вещества могут менять свои свойства в зависимости от температуры или наличия магнитного поля, и даже эмоции меняют статическое поле кожи, то приближение энергетических существ также может быть обнаружено по косвенным и прямым признакам. Так, при приближении духов или каких-то существ Тонкого Мира может возникать внезапный озноб, холодный ветерок и другие температурные ощущения.

Боязнь Астральных явлений основана на других причинах, нежели на призраках, ибо нужно понять холод Астрала, как химическую реакцию (Агни Йога, 352).

Приближение Огненных и Тонких Существ знаменуется сердечным трепетом и ощущением холода или жара. Но если мы постоянно окружены существами Тонкого Мира, то почему мы ощущаем их лишь иногда? В этом заключается закон и качества мысли. Если эти существа направляются к нам, иначе говоря, мыслят о нас, то мы ощущаем их не только огненными центрами, но даже физически. Принято говорить о волосах, встающих от ужаса, но не ужас это, только особое воздействие энергии, отчасти подобное электричеству. В основании такого ощущения тоже лежит мысль. Не особое внушение, но качества мысли дают эти чувства. Даже физический взгляд заставляет обернуться человека, насколь же сильнее должна действовать огненная энергия Высших Миров! Значит, перед нами снова целый ряд полезных опытов и наблюдений как и на которые центры действует огненная энергия Мира Высшего. Также нужно заметить, что иногда ощущается холод; тоже не чувствуется ли подобие его около действующей электрической машины? Изучение внешних воздействий мысли должно занять внимание ученых (Мир Огненный ч.1, 451).

Поучительно наблюдать с научной точки зрения, содержание атмосферы, окружающей сущность Тонкого или Огненного Мира, когда она конденсирована для появления среди плотного мира. Можно припомнить дуновения, предшествующие явлению, но можно различать как в одном случае ощущается как бы горняя прохлада, и явление может приносить даже благоухание. Но в ином случае можно чувствовать пронзительный холод и неприятный запах — так различаются слои миров. Но можно бы отличить и разные химические составы сгущенной атмосферы. Разве это не будет явлением высших реальностей? Так можно и духовно и физически постигать величие Незримых Миров. Нужно не только привыкать к этому прекрасному сознанию, но и строить свои поступки соизмеримо с величием Мироздания. (Мир Огненный ч.1, 610)

Эти описания ощущений при приближении невидимых существ расширяют список ощущаемых феноменов:

Также весьма интересно упоминание «могильного холода» в письмах Е.И.Рерих:

Учите детей понимать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления Природы и глубине и непреложности ее законов, тяжко карающих нарушителя их. Укажите, что вся жизнеспособность, все творчество, как наше, так и всех других царств природы, зависят от Мира Невидимого, от невидимых вибраций, лучей, исходящих от Великих Жизнедателей, Великих Подвижников Духа, как бывших, так и настоящих. Дети легко усвоят реальность и силу этой незримости, ибо воображение их еще не растлено саморазрушающим сомнением. И кроме того, сейчас столько наглядных опытов над лучами, постоянно доказывающих нам это невидимое воздействие и творчество. Даже самый обычный пример фотографической фильмы, воспринимающей сложнейшие сцены, но которая, не будучи проявлена химическим способом, не дает нам и намека о них на своей ровной, незапятнанной поверхности, будет для них убедителен. Так же, как когда чувствительная пластинка рекордирует дальние, невидимые даже через сильнейшие телескопы звезды или, наконец, очертания, часто очень ясные, невидимых присутствий около нас. Необходимо всеми мерами внедрять понятие об окружающем нас Тонком Мире и уничтожать ужас смерти и прикасания с этим Миром. Мир этот так же неизбежен, как и земная жизнь, и, являясь сублимацией земной сферы, он может открыть нам возможности и красоты неизреченные. Потому всеми способами нужно отучать детей от страха смерти (которой нет) и так называемых привидений. Обычно дети, у которых открыты глаза на тонкий мир, не боятся виденного ими, покуда взрослые не просветят их насмешками или же своими рассказами о привидениях и могильном холоде, идущем от них. «Могильный» холод этот не что иное, как простая химическая реакция при соприкасании тончайших энергий с нашим грубым миром.

Также очень радуюсь Вашим прозрениям в Мир Тонкий. Думается мне, что Ваши объяснения правильны, ибо сам видящий всегда лучше другого знает в духе значение их. Ибо символы видений всегда избираются наиболее близкие сознанию видящего и нередко, что один и тот же символ у разных лиц может означать противоположное понятие. Прислушивайтесь к голосу сердца Вашего и не обманетесь. (15.01.32 Рерих Е.И. Письмо Ф.Д.Лукину).

Подобные упоминания можно встретить и в других источниках. В статье «Магическое вызывание духа Аполлония Тианского» Е.П.Блаватская приводит отрывок из Элифаса Леви. Кроме физического холода, в нем также упоминается звон в ушах, сопутствующий приближению развоплощенных оболочек (элементариев):

Если человек жил хорошо, его астральный труп или дух испаряется, как чистый фимиам, восходя к высшим областям; но если он совершал злодеяния – астральное тело, удерживая его в плену, вновь ищет объекты страстей и жаждет возобновить свою жизнь. Оно терзает молодых девушек во сне, купается в парах пролитой крови, кружится вокруг мест, где протекали удовольствия его жизни; стережет зарытые им сокровища, изнуряет себя бесплодными попытками создать себе материальные органы и жить вечно. Но звезды притягивают его и поглощают; он чувствует, как слабеет разум, как угасает память, как растворяется все его существо. ему являются его пороки и преследуют его в виде чудовищ; они набрасываются на него и пожирают. Несчастный теряет один за другим все свои члены, служившие для удовлетворения порочных аппетитов; затем он умирает во второй раз – и уже навсегда, ибо теперь он теряет свою индивидуальность и память. Души, призванные жить, но еще не совсем очистившиеся, остаются на некоторое время в плену у астрального тела, в котором они очищаются одическим светом, стремящимся ассимилировать их в себе и растворить. И вот, чтобы избавиться от этого тела, страждущие души иногда входят в тела живых людей и удерживаются там в состоянии, которое каббалисты называют эмбриональным.

Это и есть воздушные фантомы, вызываемые во время некромантии. Это – лярвы, мертвые или умирающие сущности, с которыми приходят в контакт во время вызываний; они не могут говорить иначе, как только посредством звона в наших ушах, производимого нервным дрожанием, о котором я уже упоминал и, рассуждая, обыкновенно лишь отражают наши собственные мысли или мечты.

Но чтобы видеть эти странные формы, нужно привести себя в особое состояние, граничащее со сном и смертью; то есть, нужно намагнетизировать себя так, чтобы достичь некоторой степени ясного и бодрствующего сомнамбулизма.

Закрыв глаза, я трижды призвал Аполлония и, когда открыл их, предо мною стоял человек, совершенно закутанный в нечто вроде савана, показавшегося мне скорее серым, нежели белым; лицо его было худощавым, печальным и безбородым, что совершенно не соответствовало моему представлению об Аполлонии. Я испытывал чувство чрезвычайного холода и, когда открыл рот, дабы обратиться к призраку с вопросом, не смог произнести ни звука.

Отрывок из воспоминаний Арчибальда Кейтли (современник Е.П. Блаватской) также подтверждает это явление:

Собрания ложи Блаватской были неординарными. Иногда там бывали и невидимые посетители, которых видели лишь некоторые из нас. Однажды вечером перед собранием я спустился вниз и обнаружил, что эта комната стала похожа на морозильник, хотя пламя в камине и светильники горели во всю силу. Я обратил на это внимание Е.П.Б., но она отвечала мне со смехом: «А, тут ко мне приходил повидаться мой друг, и он позабыл удалить свою атмосферу». («Оккультный мир Блаватской»).

На основании изложенных материалов пока рано делать однозначные выводы. Они скорее указывают на новые направления в изучении явлений, которые сопутствуют приближению существ из Тонкого Мира. Но эти явления вполне реальны на физическом уровне, значит, их можно фиксировать и изучать даже техническими средствами. Причем самым лучшим аппаратом может стать человеческое тело, поэтому так важно развивать чувствознание и прислушиваться к собственным ощущениям.

Сложности обнаружения одержания

Психическая сфера настолько переплетена с физическим миром, что сложно провести грань между болезнью и одержанием. Например, одержители часто любят прикрываться странностями и особенностями поведения, и пока им это удается, руки у них развязаны. Как только луч понимания укажет на действительную причину этих странностей, они уже не могут безнаказанно вредить под видом больного человека со скверным характером и вынуждены умерить свою активность.

Но могут быть и обратные ситуации, когда люди прикрывают свои слабости одержимостью. В.Даль описывает интересный случай излечения кликушества[15]. В одном поселке перед очередной службой был построен небольшой навес с устройством для лечения клукушества – обычным садовым шлангом, из которого предполагалось обливать кликуш для изгнания бесов. Устройство и принцип действия «лекарства» доходчиво объяснили и даже продемонстрировали в действии. Во время следующей службы в храме ни одна кликуша не проявилась. В.Даль предположил, что под кликушеством эти женщины просто скрывали свои слабости, например, неумение готовить или вести хозяйство.

Также и двойственность мышления не всегда вызвана одержителями.

Урусвати знает, что нередко проявляется двойственность человеческого сознания. Проще всего объяснить это одержанием, но, кроме того, утверждаются черты прошлого существования. Но могут быть и прозрения в будущее, отрывающие от настоящего, как самовнушение.

Также поучительно наблюдать, что такая двойственность проявляется гораздо чаще, нежели думают. Нельзя ее приписать лишь дурному характеру или привычкам, она будет, как временное затемнение сознания. Некоторые из исследователей полагают, что происходит касание волн хаоса которые выбивают сознание из его нормального состояния. Несомненно, такое наблюдение имеет основание.

Люди слишком мало изучают свое нормальное сознание, чтобы уловить отклонение. Мы постоянно советуем изучать сознание людей, чтобы найти всякие фазы отклонений. Нельзя полагать, что болезнь организма постоянно будет влиять на сознание. Иногда именно болезнь будет источником возвышенного сознания.

Не будем перечислять различных обстоятельств, которые утверждают разные состояния сознания. Теперь хотим лишь указать, что двойственность сознания есть явление весьма обычное, хотя и нежелательное. Оно тем вреднее, что не дает возможности повлиять на человека, ибо каждое его состояние будет нуждаться в особых приемах внушения.

Иногда двойственность бывает настолько противоположна, что невозможно вообще применить внушение. Каждую минуту могут произойти колебания и внушение окажется бесцельным и даже вредным. Поистине, человек нуждается в изучении его психической энергии.

Много опытов происходит, но следствия пока не велики. Причина в том, что исследователи наблюдают лишь отрывочно и многие явления проходят без внимания.

Мыслитель указывал, чтобы каждое наблюдение происходило беспрерывно, и люди не вносили бы своих воздействий. (Надземное, 284).

К этим вариантам можно добавить наличие собственных комплексов, подавляемых сознанием, и картина психического сознания еще больше осложнится, хотя и приблизиться к реальности. Также и навязчивые мысли могут приходить из разных источников. Кроме темных внушений и пространственных волн, вполне вероятны следующие причины:

Неподвижность мозговых центров[16]. Человек не способен найти решение и постоянно прокручивает одну и ту же мысль. Чтобы решить проблему и побороть зацикленность, нужно научиться как бы откладывать мысль в сторону, а также давать разные задания мозгу, чтобы расшевелить его. Например, овладевание новыми навыками, решение неожиданных задач, пение, и все, что не присутствует в ежедневном обиходе.

Разные слои мышления. Мышление происходит на нескольких уровнях, и человеку может казаться, что он избавился от какой-то мысли, хотя на самом деле он в нее погружен[17]. Поэтому важно развивать чистоту мышления в любой обстановке, не ограничиваясь бытовыми проблемами и обычной работой. Развитие творчества, самообучение, сознательное развитие умственных способностей, стремление к красоте и другие направления мышления помогут очистить глубокие слои сознания.

Засорение пространства негативным мышлением[18]. В условиях современного города даже без существ Тонкого Мира одномоментно порождаются тысячи и миллионы глупых, низких и грубых мыслей. Они распространяются в пространстве, подобно невидимой пыли перца, от чего все вокруг начинают чихать[19]. И эти негативные мыслеформы и вибрации способные отравлять даже самые благотворные воздействия, как от одной ложки дегтя портится целая бочка меду. Причем не обязательно порождать черную ненависть, даже неяркие мысли-компоненты меняют формулу человеческого состояния[20].

Урусвати знает, что пространственные токи в сущности благодетельны, но могут быть и разрушительны, когда они касаются гнилостной земной атмосферы. Часто самые благодетельные химические составы от одного ингредиента превращаются в сильные яды. То же самое происходит с некоторыми пространственными токами, когда на них действует коричневый газ Земли. Но сама планета не виновна в таких вредоносных испарениях. Царь планеты — человек является творцом ядов.

Говорю не об идеальных мечтаниях, но о врачебных советах. Человечество страдает от раздражения слизистых оболочек и от злокачественных опухолей, эти бедствия принимают размеры эпидемий. Множество соображений высказывается, но среди них упускают из виду, что такие эпидемии происходят от пространственных воздействий.

Явление санитарии нужно Земле. Нужно очистить слои зараженные, но сделать это может лишь сам человек. Если каждый житель земной подумает о состоянии своей психической энергии и опасется ухудшить его, то уже может начаться оздоровление. Самые опасные эпидемии натолкнутся на незримые противодействия, и начать такую защиту можно в каждодневной обыденности.

Мыслитель просил: «Не допустите злобу, она есть источник болезней». (Надземное, 413)

Также диагностирование одержимости осложняется тем, что не каждое одержание является темным.

Могут быть воздействия средних сфер, направленные, по мнению одержателей, во благо. Но особенно хороших следствий не получается. Одержатели таких невысоких степеней и вместилища, им доступные, небольшого развития — получается двоемыслие, неуравновешенность и неумение владеть собою. Много таких людей, которые зовутся слабовольными, при этом обе воли уменьшают друг друга. Лечить таких людей можно, лишь предоставляя труд по их избранию, но в большой мере. (Мир Огненный ч.1, 283)

В этом конкретном случае сосредоточенный труд в определенной области быстро наскучит одержателю, который стремится выявить свое «Я», и он покинет это тело. Но следует очень и очень задуматься, что допустило проникновение извне, чтобы укрепить свою защиту и не допустить повторных проникновений.

Вообще, отношение к труду[21] – это еще один показатель чистоты психической энергии и свободы от одержителя. Для нормального человека естественна тяга к познанию и какой-то активной деятельности. Для темных же любой созидательный труд ненавистен, как противоположность хаоса и разложения. Поэтому сознательное стремление к труду усиливает и очищает человека, укрепляя его волю против темных влияний.

Читайте также:  Истощение головного мозга симптомы и лечение

Пока медицина еще не изучила взаимосвязь сложных психологических процессов и здоровья, будет сложно отличить проявление медиумизма, реакцию на пространственные события и пробуждение собственных сил человека. Два последних фактора не стоит сбрасывать со счетов, чтобы при столкновении с неожиданными явлениями не лечить человека от собственного развития и чувствительности:

Нервные центры и выделения желез образуют будущее направление медицины. Через эти области человечество подойдет к обнаружению тончайшей энергии, которую для упрощения пока называем духом. Явление нахождения эманаций этой энергии будет ближайшим шагом развития культуры. (Агни Йога, 42)

Правильно замечено, что некоторые боли называем священными, через них восходит дух и нет другого пути. Не знаем примера, когда сознание восходило без болей тела. Нужно понять, как бережно нужно относиться к каждому явлению, когда мы можем ожидать каждый час посылки высших энергий. (Агни Йога, 235)

Врач, могущий изучать священные боли и не делающий этого, повинен. Путем изучения болей этих и сопоставления с явлениями, вызывающими их, он мог бы приготовлять ступени грядущей эволюции. В сущности болей священных, при духовном развитии мира, не должно существовать, но окружающее несовершенство создает эти боли. (Иерархия, 165)

Урусвати знает, что есть священная боль. Современные врачи назовут эту боль невралгией, ревматизмом, нервными судорогами, воспалением нервных каналов. Много определений будет высказано, но даже земной врач усмотрит нечто особенное. Мы определяем это нечто, как стук психической энергии в Беспредельности. Можно заметить, что такие боли начинаются без видимой причины и умолкают тоже без следствий. Они разновидны и невозможно предвидеть какой центр заболит. (Надземное, 158).

Поэтому некоторые нервные реакции будут не проявлением болезни, а свидетельством развития человека. Точно так, как прорезывание зубов вызывает боль, это нужно пройти, и не винить самого человека, если новые восприятия принесут ему огорчение, вызванное несовершенством окружающей среды.

Предостережения при определении одержимости

К определению одержимости нужно подходить взвешенно и осторожно. Не нужно привлекать внимание человека, поскольку одержители очень чутко относятся к мыслям и при обнаружении могут впасть в буйство. Необходима максимальная осторожность и концентрация, тем более что одержимость заразительна. Распространяя вокруг себя низкие вибрации, одержимые становятся каналом для воздействия на окружающих.

Точное диагностирование одержимости возможно только по совокупности нескольких факторов, но даже в этом случае возможны разные проявления и степень сложности – от временной одержимости средним «светляком» до наличия многих астральных лярв и грубых элементариев. К прискорбию, в нынешнее время опасности одержания подвержены огромные массы людей, не задумывающихся о состоянии своей психической энергии и даже отрицающих ее. Можно сказать, что Земля охвачена эпидемией одержания, поэтому в большинстве случаев одержимость все же подтвердится.

Для самого человека важно признать наличие проблемы. Это даже не первый шаг в сторону освобождения, а примерно половина решения проблемы. Такая мысль запускает в сознании процессы поиска решения и перестраивает всю деятельность психики и тела.

Холод и изоляция по отношению к одержимому предпочтительнее, чем переживания и бурные увещевания. Также полезна любая деятельность и активность. Полезен труд, особенно на свежем воздухе, длительные прогулки на природе, изготовление чего-либо (шитье, вязание, плетение, ремесла и т.д.) и другие занятия, которые укрепляют человека и на физическом, и на тонком уровне. Недопустима праздность и пассивное состояние, безволие и потакание низшим страстям и порокам. Умеренность в пище, отказ от алкоголя, никотина и наркотиков, смена привычной обстановки (как поля для проявления одержителя), самоизоляция и другие меры также будут полезны.

Страх при общении с одержимыми недопустим. Страх и сомнение парализует и пресекает действие психической энергии, которая нужна и для собственной защиты. Поэтому при приближении к одержимым нужно быть осторожным и сохранять спокойствие, как бы общаясь с просто больным человеком, а лучше вообще не выказывать своего отношения, чтобы не оскорбить сознание физического тела и чувства человека.

Осторожность необходима и в обнародовании всех вопросов, связанных с одержимостью. Человек рискует не только быть осмеянным, но и подвергнуться реальным нападкам различных сил, которые с помощью одержимости хотят усилить свои ряды. Но этот перевес временный, поскольку одержимость разлагает и физически, и психически. Тем не менее, осторожность и бдительность необходимы для самозащиты.

Взаимодействия между телами нужно исследовать, ибо так же, как состояние физического тела действует на состояние астрального тела, конечно, так же воздействует астральное тело на физическое. Болезненное состояние организма отражается на астрале, и духовное недомогание астрального тела отражается на физическом. Все духовные переживания имеют свое влияние на астральное тело, также и на физическое. В зараженном астральном теле происходит утверждение взаимодействия. Астральное тело воспринимает легко все флюиды физического тела, потому каждое нарушение равновесия сразу отражается на тонком теле. Потому так важно врачу знать духовное состояние больного. При болезнях в борьбе с ними нужно иметь в виду согласованность тел и неразрывную связь между ними» (Мир Огненный ч.3, 292).

[2] «Если кто начнет жаловаться на неощутимость Тонкого Мира, укажите насколько это заявление неправильно. Крылья тонкого Мира касаются людей гораздо чаще, нежели принято думать. Но сами люди отгоняют невидимых мух и незримую паутину. Также часто люди борются с навязчивой мыслью и оборачиваются с вопросом — кто звал меня? Множество тонких, но вполне реальных ощущений наполняет жизнь» (Сердце, 480).

[3] «Урусвати знает, что одержатели особенно не выносят большего запаса психической энергии. Они, как стрелы отскакивают от прочного щита. Тем сильнее бывает их злоба, и одержимые устремляют ненависть даже против своей пользы. Можно часто наблюдать, как одержимые поступают вопреки здравому смыслу, лишь бы изрыгнуть зло» (Надземное, 550).

[5] «Лучше промолчать, нежели неразумно разглашать. Мыслитель весьма заботился, чтобы Его ученики не выдавали Учения напрасно. Строгая дисциплина была установлена, чтобы слово не проникало туда, где оно не могло быть воспринято. Безумный разглашатель считается одержимым, часто такие состояния совпадают» (Надземное, 227).

[6] «…одержание иногда проявляется накожно или судорогами в лице» (Мир Огненный ч.1, 137).

[7] «Степени одержания могут быть неизлечимы. Мозг и сердце перерождаются от двойственного давления, но твердый, честный познающий дух не ведает одержания» (Мир Огненный ч.3, 467); «Заражение нервного вещества будет всегда первейшим поводом к разнообразным заболеваниям. В заражении нервного вещества соединяется мир высший с низшим; через брешь вещества нервов проталкивается любой пришелец, начиная от одержимости и кончая раком» (Иерархия, 190).

[8] Мир Огненный ч.1, 137.

[9] «Пусть врач не изумляется, если заметит, что признаки одержания принимают эпидемический характер; их больше, нежели ум человеческий может представить. При этом разновидности очень различны — от почти неуловимой странности до буйства. Хвалю врача, если он заметил связь с венерическими болезнями. Действительно, это один из каналов одержания. Можно сказать, что большинство страдающих венерическими болезнями не чужды одержания. Но в одном врач оказался слишком оптимистом — явление венерической болезни может облегчать доступ одержанию, но излечение ее не есть изгнание одержателя» (Мир Огненный ч.1, 278).

[10] «Также для Вашего сведения добавлю, что Хатха-Йога ещё тем опасна, что она, своеобразно укрепляя астральное тело, задерживает его на долгое время в астральных нижних слоях и тем самым задерживает эволюцию духа. Также при храмах Индии держали и ещё держат иногда хатха-йогов, строго следя за чистотою их жизни и пользуясь ими для некоторых низших нужд, но никогда ни один хатха-йог не мог быть истинно Посвящённым. И раз такой хатха-йог покидал храм, больше вернуться в него он не мог, ибо, имея лёгкий доступ в низшие слои Тонкого Мира, он, лишённый высшего контроля, предоставленный себе, становился жертвой и обиталищем и даже орудием самых тёмных сил. Вот почему и Иерофанты Египта никогда не брали в ученики и даже избегали слуг с медиумической организацией и наклонностью к лимфатичности. Ни один медиум, ни один лимфатик не может стать истинным Агни-йогом» (Письмо Е.Рерих Александру Асееву от 06.05.1934).

[11] «Многие беспричинные сердцебиения, конечно, зависят от влияния Тонкого Мира. Многие остановки пульса могут напоминать об опасности одержания» Сердце, 535.

[12] «Некоторая огненность имеется в каждом человеке, но бывают особые огненные натуры, которые могут легко сообщаться с дальними Мирами. Люди обычно предполагают под огненностью гневливость, раздражительность и вспыльчивость. Но эти свойства являются лишь земными. Не в таких проявлениях нужно искать истинную огненность. Она может быть заметна в общении с Невидимым Миром и в участии в Наших поручениях.

При этом не следует связывать огненность с медиумизмом. Наоборот, при огненности сухи слизистые оболочки и эктоплазма не выделяется. Очень отдельно стоит особенность огненности. Огненные люди не чувствуют страха и не боятся проявлений Тонкого Мира» (Надземное, 44).

[13] «Явления могут быть или тонкие, или соединенные с плотным миром. Нередко темные сущности усиливают себя присутствием плотных тварей, которых они привлекают. Так могут появляться какие-то бродячие собаки или кошки, или мыши, или надоедливые насекомые. Темные сущности усиливают свою субстанцию из животных. Учение не раз указывало на участие животного мира в явлениях тонких и низших. Иногда они без участия животных и не могут проявиться. Но для мужественного духа все такие проявления ничто. Пусть тарантулы ползают, но для науки очень важно знать эти сочетания животных с Тонким Миром. Не советую иметь в спальнях животных. Некоторые люди сами чуют разумность такого жизненного условия, но другие, наоборот, стремятся как бы привлечь невидимых гостей» (Мир Огненный ч.3, 473).

[14] «Пусть человек помнит всегда, что негармоничные сочетания могут обессилить его и нужно сознательно прикрыться щитом воли» (Надземное, 830).

[15] Кликуши – склонные к истерии люди (обычно женщины), которые прибегают к выкрикам, причитаниям, взвизгиванию, судорожных припадкам и бурной жестикуляции. Считалось, что это нервно-истерическое заболевание вызвано страхом перед Дьяволом или его кознями, а также вселением бесов и нечистой силы в человека.

[16] «Если трудно сосредоточить мысль, то иногда нелегко избавиться от мысли. Между тем, это качество тоже должно быть достигнуто. Врачи подметили навязчивые мысли. Такое состояние может быть не только от одержания, но и от неподвижности мозговых центров. Нужно уметь как бы отложить ненужную мысль. К этому можно делать маленькие упражнения, заставляя себя умышленно переносить мысль, как бы массируя мозг. Многие вообще не понимают, о чем говорим, но такую неподвижность мозга нужно шевелить различными заданиями, так, чтобы предыдущая мысль нисколько не окрашивала следующую. Такая окраска обычно лишает четкости новые образования» (Мир Огненный ч.2, 99).

[17] «Урусвати знает, что человеку труднее всего управиться со своею собственною мыслью. Усилием воли человек может отбросить внешнюю мысль, но это еще не значит, что ему удалось освободить сознание от корней той мысли; происходит глубокий психический процесс. Можно подумать, что мышление уже изменилось, но малейшее внешнее напоминание покажет, что змей живет глубоко и готов проснуться.

Лучший пример будет на океанских течениях. Что общего имеет внешняя волна с глубиной, где шевелится чудовище, которое никогда не показывается на поверхности? Тоже самое происходит и с человеческим мышлением. Вот говорят о силе воли, которая может повелевать мышлением. Но спросим — о котором мышлении идет речь? Человек может утверждать, что он освободился от известной мысли, когда он уверен, что она вырвана с корнем. Но не легко утверждать о глубине сознания.

Можно наблюдать какие мимолетные обстоятельства вызывают мысль. Звук, цвет, случайная обстановка могут вызвать яркое возрождение мысли, давно прогнанной. Человек знает, что не полезно возвращаться к прошлым заблуждениям, но он все-таки будет блуждать вокруг ненужного пепла.

Человек должен научиться различать многие слои мышления. Он не может легкомысленно судить по внешнему слою мышления, который подвержен ярым ураганам. Пусть человек испытывает себя на многих явлениях. Нередко, человеку кажется, что он больше не думает о чем-то, но в сущности он именно погружен в эту мысль. Учение о мысли должно преподать различные ее виды.

Мыслитель настаивал, чтобы ученики испытывали себя о разные слои мышления: «Незримый дракон может овладеть человеком» (Надземное, 579).

[18] «Люди жалуются на спутанность мышления в усталости; как же не быть ей, когда несвязные мысли низших слоев Тонкого Мира проникают в сознание. Низшие слои не твердо мыслят и эти хлопья отрывков мышления засоряют пространство. Четкая мысль ненависти в отношении напряжения энергии все же ценнее, нежели смуть несознательного мышления» (Сердце, 83).

[19] «Вы правы, замечая, что именно внутреннее неблагополучие особенно губительно. Можно выиграть все процессы, можно встретить новых друзей, но внутреннее разложение может отогнать самого хорошего друга. Когда в воздухе пыль перца, все начинают чихать. Так империл может распространяться. Вы видели не раз, как подходили новые обстоятельства, но их нужно встретить. Так нужно, наконец, понять о заразе империла! Нельзя легкомысленно относиться к разложению!» (Мир Огненный ч.1, 161)

[20] «Не желают даже представить, что они могут вредить мыслями на расстоянии. Так люди избегают того, в чем они чаще другого повинны. Не нужно быть гигантом мысли, чтоб вредить. Даже средняя мысль, отравленная кристаллом империла, будет очень действительна. Удумать предательство, значит совершить явленную половину, ибо уже отравленная оболочка воспримет даже малейшее. Поистине, мысленные отравления больше вредят, нежели даже наркотики. Также можно напомнить о заразе через посылки мыслей. Можно настолько обессилеть, что каждая зараза приблизится легко. Мысль, как ключ открывающий.» (Иерархия, 125)

[21] «Труд ненавидимый является бедствием не только для неудачного работника, но он отравляет всю окружающую атмосферу. Недовольство работника не позволяет находить радость и совершенствовать качество. Кроме того, империл, порождаемый раздражением, усугубляет мрачные мысли, умертвляя творчество» (Братство, 92).

Также упоминается, что одержимость можно определять по потовым выделениям, а также по составу других секреций организма. И вообще, состав выделений следует исследовать очень разносторонне:

Многое, так близкое, остается неисследованным. Разве вполне исследованы пот и слюна? Читаем о ядовитой слюне, знаем слюну благодетельную; слышали о разнообразии свойств пота и все-таки оба выделения не исследованы. Пот труда или пот объедения не будут схожи. Слюна гнева и слюна помощи различны, но эти признаки примитивны. Каждое человеческое состояние производит особую химическую реакцию. Изучая это, поистине, космическое разнообразие микрокосма, можно прийти к решению физического и духовного мира. У человека развитого и реакция будет разнообразная. Можно узнать пот молитвы и высокого сердечного устремления, как он будет отличен от пота корысти. Пот бегущего оказать помощь совершенно отличен от пота спешащего убийцы. Среди этих противоположных реакций, сравнивая, можно нащупать продукты психической энергии. Так близки дальнейшие преуспеяния. Конечно, сам испытатель должен проявить достаточно чуткости. Придется ему различать разные эмоции и путем честного сопоставления очистить многие смешанные понятия. Связь выделений с изменениями ауры также обогатит опыт, при этом совершенно не нужны никакая вивисекция и прочее мучительство. Испытатель может посещать всевозможные места человеческих проявлений и собирать естественные, непринужденные выявления. Труднее всего будет с продуктами молитвы и высшего устремления, иначе говоря, с самыми значительными выражениями. Но и в этих явлениях хотящий найдет истинные сокровища. Вы заметили появление пота в связи с сердечным движением, именно это редкий образец стремления сердечного. Так вы советуйте молодым врачам и ученым обратить внимание на спешность этих наблюдений среди огненных заболеваний, о которых Мы уже говорили. Эти наблюдения будут весьма полезны. Не следует забыть о грядущих огненных эпидемиях. Много распространенных напоминаний прошло по истории человечества. Особенно теперь, когда пользование неизученными энергиями достигает значительных размеров, нужно помнить о возможности возвратного удара. Ученые должны обратить внимание на особенность многих заболеваний. Нельзя объяснить их лишь сгущением общественного водоворота. Причины гораздо глубже, и Наш совет о воспитании сердца очень своевременен.
(Сердце, 584)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Сайт обо всем
Adblock
detector